dimanche 23 juin 2013

Critique du CD Wandelweiser en russe!


http://cmmag.org/reviews/dedalus-antoine-beuger-jurg-frey-potlatch/

Dedalus, Antoine Beuger, Jürg Frey (Potlatch)

Вандельвайзеров (Wandelweiser) нынче хочет выпустить каждый уважающий себя лейбл из мира современного импрова. Наконец-то, спустя 20 лет после создания сообщества, композиторы Вандельвайзер получили признание: их пьесы играют по всему миру, с концертами и резиденциями приглашают в различные места, регулярно выходят записи исполнений. 20 лет — большой срок, и за это время из впечатляющих экспериментаторов в области звука и тишины Вандельвайзер превратились мощную группировку, значительно повлиявшую как на консерваторских композиторов, так и на импровизаторов. И первые, и вторые с удовольствием исполняют партитуры и радуются, что можно это делать, не прилагая больших усилий (разумеется, это не всех произведений касается). Всё хорошо. Но это и настораживает — сейчас уже слишком хорошо для того, чтобы быть в авангарде. Теперь это уже просто часть современной музыки.
Кажется, и сами композиторы угомонились. Вот взять этот новый диск на французском лейбле Potlatch, который, по правде говоря, не был уличён в особой любви к композиторской музыке ранее. Две пьесы Антуана Бёгера (Antoine Beuger) и одна Юрга Фрая (Jürg Frey) — из разряда тех, что описываются английским словом “lovely”. Хоть ставь их на свидании при свечах — будет вполне уместно, когда что-то там фоном мурлыкает и создаёт благоприятный фон. Эмбиент ли это теперь? Отрадно, что нет. Эта музыка звучит очень безопасно, очень красиво и очень уверенно. Когда случается описывать такими словами звук, то это может говорить только об одном, а именно о том, что музыканты нашли своё место в мире музыки и рады ему. Пожалуй, это и неплохо, ведь в этом случае сам материал становится более однородным и звучит объективно лучше. На этом диске эта идеальность усугубляется ещё и тем, что в Dedalus играют сами Бёгер и Фрай: кому как не авторам пьес лучше знать, как их играть?
Но, размышляя о том, чего достигли Вандельвайзеры и что имеют сейчас, нельзя не заметить, что дальнейший путь развития этой музыки выглядит не таким интересным, каким был ранее. В последние лет 5 музыка Вандельвайзеров стала намного популярнее (если такое слово применимо для этой музыки), а в прошлом году на английском Another Timbre вышел впечатляющий релиз — бокс-сет из шести дисков композиторов сообщества. Этот документ, если и не поставил точку (это было бы слишком радикально, да), то точно обозначил запятую, а вот ответа на вопрос “дальше-то что?” он не дал. Не даёт его и Dedalus. Хотя, стоит признать, что в этой записи есть интересная особенность — звук улицы здесь слышен не хуже звуков инструментов. Безусловно, это не новая идея — коллега по коммюнити, композитор Майкл Пизаро (Michael Pisaro), уже давно вовсю использует полевые записи в своих сочинениях, а тот же Бёгер вообще любит посторонние звуки в своих произведениях, что помнится по релизу на Erstwhile, например. Но всё же звук улицы — это пройденный этап. Хоть и звучит это прекрасно. Хоть и вписывается отлично в музыку.
Но что будет дальше и теперь? Этот вопрос пока остаётся открытым.
А диск прекрасен, спору нет.
2013 Potlatch CD
Илья Белоруков
- See more at: http://cmmag.org/reviews/dedalus-antoine-beuger-jurg-frey-potlatch/#sthash.woUo8s21.dpuf

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire